Искусство народного Китая

Искусство великого китайского народа по праву занимает одно из наиболее значительных мест в сокровищнице мировой культуры. Оно имеет богатые художественные традиции, многие из которых сложились в древности и продолжали развиваться на протяжении последующих веков.

Все жизненное и ценное в художественном наследии китайского народа продолжает сохраняться и находить свое дальнейшее развитие в творчестве современных китайских художников.

Искусство Китая отличается богатством и своеобразием художественных форм. Уже в древности китайский народ создал замечательные памятники зодчества, живописи и скульптуры, великолепные изделия прикладного искусства, которые получили широкое признание во всем мире.

Черты неповторимой, национальной самобытности и своеобразной художественной формы особенно ярко проявились в китайской живописи, которая известна еще с V—III веков до нашей эры. Китайская живопись прошла сложный путь, в котором отразились особенности исторического развития страны — длительное господство феодальных отношений и ее полуколониальное положение в течение последних ста лет. Старая живопись развивалась главным образом в узкой среде феодальной знати и была мало доступна народным массам, но, несмотря на это, в ней сохранялись народные представления. В живописи нашли яркое выражение любовь народа к родной стране, его глубокое чувство познания природы, способность тонко и поэтично одухотворять ее.

Рекомендуем:

Заказ букета из 501 розы в Bella Roza! Хотите вызвать настоящий ураган эмоций? Купите букет из 501 розы. Если другие букеты можно было сравнить с горой или морем цветов, то 501 великолепная роза — это настоящий океан любви!

Процесс создания национальной живописной формы протекал длительное время. В V веке нашей эры в Китае были разработаны наиболее важные принципы живописного мастерства и созданы эстетические теории, в основе которых выражено стремление к отражению в искусстве конкретных явлений жизни.

Наивысшего расцвета средневековая живопись Китая достигает в периоды Тан (618—907) и Сун (960 — 1279), когда складываются основные традиции как в области формы, так и содержания, с его строгой регламентацией категорий жанра и сюжетов. В свитках живописи того времени с огромной полнотой отражено величие природы во всем многообразии ее явлений. В стенных же росписях буддийских пещерных храмов (IV—XII вв.), расположенных вдали от крупных центров, где работали народные мастера, не подчинявшиеся целиком догмам официальной живописи, наряду с религиозными композициями сохранились и живые образы простых людей, тружеников, созданные на основе непосредственных наблюдений. Эти черты реализма в изображении природы и человеческой деятельности в средневековой живописи Китая продолжают, хотя и значительно слабее, сохраняться и в более позднее время, несмотря на целый ряд условностей и строгих правил, которыми должны были руководствоваться художники.

В периоды Тан и Сун доминирующее значение в живописи приобретает классический пейзаж — «шань-шуй» с изображением «гор и вод», в котором с поразительной глубиной показан образ природы, полный внутреннего движения и гармонии. Философские и космические представления, сложившиеся в Китае еще к началу нашей эры, о постоянной изменчивости природы и вечном движении — «дао» нашли свое отражение в самом построении пейзажа, где ощущается стремление художника расширить границы видимого пространства. Стремление раскрыть и передать живописными средствами величие природы, ее внутреннюю жизнь вызвало появление целого ряда особенностей художественной формы как в области композиции, так и в самой технике письма.

Проблемы живописной передачи пространства, воздушной среды, соотношения различных планов широко разрабатывались китайскими художниками на протяжении веков. Линейная перспектива с единой, центральной точкой зрения не применялась в китайской живописи вплоть до конца XIX века. Понимая огромное значение организации пространства в картине, китайские художники создали целый ряд сложных приемов. Китайский пейзаж делится обычно на ряд планов, видимых с различных, как бы постепенно передвигающихся точек зрения. Отдельные части композиции располагаются свободно на плоскости и объединены между собой или широким простором расстилающейся глади озера у подножия гор, или светлыми полосами тумана, стелющегося в расщелинах и долинах. Высокий горизонт, образованный замкнутой цепью гор, позволяет видеть лишь небольшую часть неба, растворяющиеся в воздушной дымке дальние вершины создают своеобразную перспективу высоты и глубины. Этот пространственный принцип, созданный в VII—XIII веках, в своей основе является традиционным в китайской живописи вплоть до настоящего времени.

Повествовательность и внутренняя динамика, свойственные китайской живописи, нашли свое отражение в своеобразной форме китайской картины в виде длинного горизонтального свитка, развертывающегося на столе, или узкого, вертикального, украшающего стену.

Прозрачные водяные краски цветной туши или черная тушь с ее тонкой градацией оттенков соответствуют легкой воздушности изображения, в котором чистая, не заполненная живописью поверхность бумаги или шелка часто играет роль существенного компонента.

Динамика линий, «сила кисти» («би ли») и мастерство размывов туши в произведениях китайских живописцев позволяли им обходиться без применения светотени. Объемность в картине достигалась выразительными ударами то сухой, то насыщенной кисти, текучестью линий, которые не только ограничивали формы, но и моделировали ее. Экспрессивность самой линии и штрихов являлась главным критерием художественной ценности произведения. При отсутствии этого качества о произведении говорили — «без кисти» («бу би»), что образно определяет значение линии, для которой требовалось прежде всего блестящее владение кистью, точность глава и уверенное движение руки художника.

Эти главные особенности национальной формы китайской живописи развились в периоды общего подъема экономики и культуры страны. Вдумчивые поиски более жизненного и реального изображения в картине, пространственной глубины, выразительности формы, а также передачи воздушной среды и света живописными средствами свидетельствовали о новых значительных сдвигах в китайском искусстве.

В последующие века длительного господства феодальных отношений в Китае эти достижения стали непреложным каноном для художников и постепенно превратились в стеснительную академическую догму, заставлявшую их отказываться от живых наблюдений окружающей действительности.

Проблемы сохранения национальной формы, ее своеобразия глубоко волнуют современных китайских художников. В борьбе за реалистическое искусство, которое служит народу, они настойчиво ищут новых путей, стремясь сочетать лучшие достижения прошлого с тем настоящим, что идет от окружающей их кипучей действительности. В дискуссиях, развернувшихся в течение последних лет, горячо обсуждаются вопросы, связанные с сохранением национальных традиций. Встают задачи борьбы с чисто формальным копированием старых приемов, со слепым подражанием старому. Вместе с тем творческие поиски в области изучения и освоения традиций прошлого заставляют по-новому решать проблемы, связанные с дальнейшим сохранением и развитием национальной формы.

Современные китайские художники осваивают технику линейного рисунка, мазка туши и ее размыва, искусство владения эластичной китайской кистью, чтобы с той же остротой выразительности, какая была у мастеров прошлого, передавать образы современности. Они глубоко изучают мастерство пейзажистов прошлого, их умение выразить типическое и значительное в образе родной природы, их достижения в области передачи воздушной среды, особенности композиции.

Возрождение и развитие ценных традиций прошлого можно видеть не только в живописи, но и в скульптуре и в новых изделиях прикладного искусства.

Великая победа китайского народа создала огромные возможности для развития новой, демократической культуры. Современное, подлинно народное искусство Китая формируется в неразрывной связи с новыми, социалистическими преобразованиями в жизни народа, уверенно идущего вперед под руководством Коммунистической партии Китая.

Создание глубокоидейных, высокохудожественных произведений, близких и понятных народу, стало основной задачей современных художников Китая. Призывая деятелей искусства и литературы к созданию новых произведений, в которых должна найти свое яркое отражение жизнь народа, Мао Цзэ-дун говорил: «Революционный писатель или художник в Китае, писатель или художник, подающий надежды, должен идти в массы, должен надолго и безоговорочно, всей душой и всеми помыслами уйти в рабочие, крестьянские и солдатские массы, в самое горнило борьбы, к единственному, широчайшему и богатейшему источнику творчества, для того чтобы наблюдать, познавать, изучать и анализировать людей, общество, народные массы, все живые формы жизни и борьбы, весь исходный материал для литературно-художественного творчества. Только после этого можно переходить к процессу творчества.

Современные китайские художники и мастера народного творчества, вдохновляемые великими идеями марксизма-ленинизма и следуя указаниям Коммунистической партии Китая, «сошли с крыш пагод и встали на славный путь служения своему народу, активно участвуя в его борьбе за построение социалистического общества.

Искусство народного Китая