Джон Вуд Кэмпбелл

Первым серьезным издателем, который обратил внимание на произведения Гарри Гаррисона, стал Джон Вуд Кэмпбелл. Именно ему Гаррисон отправил в 1959 году еще недописанный свой первый роман «Смертельный мир» (Deathworld). Получив одобрение и аванс (чек на 2100 долларов, при том, что за весь предыдущий год писатель заработал около 3000), он дописал произведение. В январе 1960 года была напечатана первая часть романа. Этот роман стал первой книжной публикацией Гаррисона.

Биография

Джон Вуд Кэмпбелл (John Wood Campbell) — американский писатель-фантаст и редактор. Во многом способствовал становлению «Золотого века фантастики». Родился 8 июня 1910 в Ньюарке, штат Нью-Джерси, США. После окончания престижной частной школы поступил в Массачусетский технологический институт, был отчислен за несданный экзамен по немецкому языку, но благодаря финансовой поддержке отца продолжил учебу на физическом факультете Университета Дьюка (Duke University) в г. Дархэм (штат Северная Каролина), получив в 1932 году высшее образование и диплом бакалавра в области ядерной физики. Писать фантастику он начал еще во время учебы. После получения диплома недолго работал коммивояжером, продавал газеты, подержанные автомобили, вентиляторы и газовые плиты, затем лаборантом в химической компании, в том же году он полностью переключился на литературную деятельность. К концу 1932 года он был уже довольно известным писателем-фантастом. Первый его рассказ «Когда не выдерживают атомы» (When the Atoms Failed) был опубликован в журнале «Amazing Stories» в январе 1930 года, уже в июне там же печатается повесть «Предпочитаю пиратство» (Piracy Preferred), а осенью — небольшой роман «Прохождение Черной Звезды» (The Black Star Passes). Эти и следующие его произведения очень хорошо принимаются читателями. К 1934 году Кэмпбелл начинает применять новые приемы в написании рассказов. В это время выходят «Сумерки» («Twilight»), «Машина» («The Machine»), «Ночь» («Night»), «Захватчики» («The Invaders») и другие. Свою писательскую деятельность он практически прекращает в 1938 году публикацией повести «Кто идет?» (Who Goes There?). Это произведение до сих пор считается одним из лучших фантастических триллеров, его трижды экранизировали: «Нечто из иного мира» Кристиана Ниби (The Thing From Another World, 1951), «Нечто» Джона Карпентера (The Thing, 1982) и «Нечто» Маттис ван Хейниген (The Thing, 2011). Редактором журнала Astounding Кэмбелл стал в сентябре 1937 года. с этого времени он привлекает к работе таких молодых авторов, как Айзек Азимов, Роберт Э. Хайнлайн, Теодор Старджон, Альфред ван Вогт, Лестер дель Рей, кроме того, приглашает к сотрудничеству и перспективных «старичков» — Генри Каттнера и Кэтрин Мур, Л. Спрэга де Кампа, Клиффорда Саймака, Джека Уильямсона и других. Именно этот подход и позволил ему сделать Astounding лучшим журналом фантастики 1940-х годов. Позже он создал журнал фэнтези Unknown (1939—1943). В 1950-х годах в Америке появились и другие журналы фантастики: Galaxy, Magazine of Fantasy and Science Fiction, If, которые стали серьезными конкурентами журналу Кэмпбелла. Но вплоть до своей кончины Кэмпбелл оставался одним из самых авторитетных деятелей американской и мировой фантастики, его журнал все время оставался среди лидеров лучших научно-фантастических изданий, будучи таким и по сей день. Так что нет ничего удивительного в том, что между 1952 и 1964 годами он восемь раз выигрывал премию «Хьюго» в категории «лучшего редактора» и трижды являлся почетным гостем Всемирных конвентов, что является абсолютным рекордом. Почти всю свою жизнь он прожил в городке Маунсайд (штат Нью-Джерси) вместе со своей второй женой Маргарет Уинтер (Margaret Winter), на которой женился в 1950 году и от которой имел троих детей. Умер Джон Кэмпбелл 11 июля 1971 года в своем доме, сидя перед телевизором, от сердечного приступа. В честь Джона Кэмпбелла названы две премии — Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман и Премия Джона В. Кэмпбелла лучшему новому писателю-фантасту.

До сих пор выходят документальные книги и фильмы о Джоне В. Кэмпбелле и переиздаются его произведения. Работу нынешних редакторов НФ, как правило, сравнивают именно с ним, а писатели-фантасты с удовольствием пишут в своих воспоминаниях о работе с этим замечательным и неоднозначным человеком.