Туманный павильон: в облако сходил миллион человек
Они приняли неожиданное решение — создать ничто. Бесформенное и невесомое, без цвета и запаха, невыразительное и бессмысленное. А в результате они совершили переворот: вышли за физические и теоретические пределы архитектуры. Поставили под сомнение различие между архитектурой и окружающей средой.
Нью-йоркская студия Diller Scofidio + Renfro только что получила в США национальную награду за архитектурный дизайн (Architecture Design Award 2005). Будем считать это формальным поводом, чтобы рассказать об одном удивительном проекте, который основатели студии, Элизабет Диллер (Elizabeth Diller) и её муж Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio), воплотили три года назад.
Супругам было предложено спроектировать павильон для проходившей в Швейцарии выставки Expo 2002. Развивая идею о «создании ничего», архитекторы придумали подобную облаку массу, неподвижно висящую над поверхностью озера и принимающую посетителей.
Диллер и Скофидио поняли, что установка для искусственного облака будет представлять собой большую открытую платформу размерами 60 x 100 x 20 метров, стоящую на четырёх опорах на дне Невшательского озера (Lac de Neuchâtel).
Из озера будет вычерпываться вода, фильтроваться и распыляться через 31,5 тысячу туманообразующих сопел.
Вода под давлением около 80 атмосфер будет распыляться через отверстия диаметром 0,12 миллиметра и превращаться неисчислимые крошечные капельки 4-10 микронов в диаметре.
Контроль работы разбрызгивателей будет доверен компьютерам, которые смогут управлять установкой в соответствии с температурой, влажностью, скоростью и направлением ветра.
Таким образом, создастся искусственное облако 20-метровой высоты, шириной 90 метров и 60 метров глубиной. Впрочем, авторы проекта решили своё создание облаком не называть и предпочли прозвище «Пятно» (Blur Building).
Публике, пришедшей на Expo 2002, было предложено добираться до «невесомого» павильона пешком, по двум 122-метровым мосткам: один вёл туда, другой — обратно.
Предварительно на берегу желающим выдавали полиэтиленовые дождевики, всё-таки им предстояло познакомиться с «растворимой в воде архитектурой».
Кстати, с плащами получилось не так, как планировали Диллер и Скофидио. Самое большое разочарование архитекторов заключалось в невозможности присутствия медиа-установки — «мозговых дождевиков» («braincoats») — которые реагировали бы друг на друга цветом, светом, помогая находить дорогу в тумане, служа средством взаимодействия с конструкцией.
Но была сделана только маленькая полоса светодиодов на уровне глаз — для безопасности.
Однако во всём остальном «Пятно» удалось и имело шумный успех: «Облако» посетило больше миллиона человек, притом, что за один раз павильон мог принять не более 400. Так что же люди там чувствовали?
В центре массы тумана посетителей ожидал «белый шум пульсирующих сопел» и вода почти во всех её проявлениях — работал водный бар (Angel Bar), в котором можно было найти воду из ледников и артезианских скважин, минеральные и дистиллированные воды в бутылках со всего света — меню очаровало бы самого проницательного знатока.
Хотя швейцарская пресса восторженно назвала Blur Building «сумасшедшей вещью», добавив «Как очаровательно, что без смысла!», совершенно очевидно, что при желании и некоторого воображения смысл можно найти, а то и несколько.
Скофидио и Диллер принимают любые интерпретации их павильона, хотя им лично, как кажется, больше других нравится тема погоды:
«Когда мы говорим о погоде, подразумевается, что мы говорим ни о чём, — размышляет Элизабет, — но не погода ли, фактически, является мощной темой культурного обмена, на которую не влияют ни социальные различия, ни финансовое состояние, ни геополитические границы?».
После выставки изображения Blur Building были, казалось, на всём — от пачек сахара и плиток шоколада до телефонных карт и лотерейных билетов. Задуманное как невыразительное, «Пятно» в итоге стало самым узнаваемым символом Expo 2002.
«Это здание не предлагает нам новые строительные методы, — поделился впечатлениями британский архитектор Усман Хак (Usman Haque), — оно предлагает новое мышление в архитектуре, открывая наши умы к тому, какой архитектура может быть.
Всё больше и больше людей понимает, что архитектурный дизайн — это не только кирпичи и палки, что он не должен иметь каких-то чётких рамок. Кроме того, проект ставит перед нами вопрос — где ложное различие между архитектурой и неархитектурой. И если никакого различия нет, то — что является архитектурой?».