Интервью для радиостанции «Эхо Москвы» (1998)
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» писатель-фантаст Гарри Гаррисон. Эфир ведет Нателла Болтянская
— B прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» писатель Гарри Гаррисон. Мы счастливы случаю видеть вас здесь и я хочу воспользоваться случаем, и поблагодарить издательство «Экс-Мо» и лично Алексея Брагинского, который все это сегодня устроил. Я хотела бы начать, как говорится в России, от печки. Дело в том, что одна из первых прочитанных мной вообще фантастических книг была «Неукротимая планета» Г. Гаррисона и когда я ее прочитала, я подумала, что это, наверное, одна из самых экологически чистых книг, книга не просто об экологии, а о психологической экологии, о том, что мы сами, что называется, кузнецы своего счастья и отношение к себе мы формируем сами. Почему так получилось, что потом персонажи всего сериала про крысу, они немножечко другие. Он уже испытывает не столь высокие идеалы, хотя вполне симпатичный персонаж, он не так безукоризненно в ладах с человеческими законами, что это, почему вам захотелось взять другую линию.
— Я всегда со всей серьезностью относился к экологическим проблемам и всегда считал, что экологические изменения будут, но время от времени, я полагаю, каждому человеку хочется написать что-то смешное, поэтому, скажем, основа у каждой книги серьезная всегда, но, например, цикл о стальной крысе — это юмористические, очень смешные книги. С другой стороны я, например, написал книгу, которая называется «Подвиньтесь, подвиньтесь» о проблемах перенаселения в будущем. Это абсолютно серьезная книга.
— Когда я читаю ваши книги, у меня возникает одно такое мнение — фантаст человек счастливый, он может нарисовать мир своей мечты и дать заглянуть в него всем своим читателям. И обычно этот мир бывает чище, светлее и лучше, если хотите, того мира, чем тот, в котором мы живем. Тем не менее в ваших книгах красиво, грамотно, увлекательно, но мир, в котором может быть даже страшнее, чем тот, в котором мы живем. Что это — предупреждение потомкам и ныне живущим, или просто вы так видите этот мир, в котором мы существуем.
— Вы безусловно правы. Писатель-фантаст каждый раз создает свой собственный мир и готов поделиться этим миром с другими. Независимо от того, какие идеи заложены в произведении, роман или рассказ должны быть очень хорошим развлечением для того, чтобы тебя любили читатели. Если вы хотите какие-то серьезные идеи, читайте Карла Маркса, если вы хотите, чтобы было хорошее чтение, читайте Гарри Гаррисона.
— Если попытаться отождествить нашего сегодняшнего гостя с героями его книг, то у меня первая ассоциация, которая возникла — это такой начисто отмытый Говорун из «Неукротимой планеты», я думаю, что все, кто читали книги Гаррисона помнят, кто такой Говорун. Это был человек, который общался с опасными животными Неукротимой планеты.
— Я совсем не выгляжу как существо из мира смерти, я бы сказал даже, что я очень средний класс, очень буржуазно-благообразен.
— Вы знаете, что в России буквально на каждом лотке лежит серия книг о стальной крысе и, реже правда, но «Мир смерти», книга с первыми тремя произведениями. Вас в России любят, как вы думаете, почему.
— Конечно я знаю, почему. Очень хорошие книги. Но есть еще одна причина. В цикле книг о стальной крысе заложена идея отрицания власти. Мы все не любим платить налоги, все не любим застегивать ремни безопасности в автомобиле, в этом и есть определенная прелесть этой книги.
— Вы сказали, что вы достаточно буржуазны и законопослушны, то есть ваш творческий ребенок, ваша «Стальная крыса» просто реализует все ваши мечты — стоять под стрелой, переходить дорогу на красный свет, не пристегивать ремни безопасности.
— Хорошо, должен признаться, что я солгал. Вовсе я никакой не буржуазно-благообразный, однако единственное, что я считаю, что человек должен жить по законам свободы, и самое большее, что я ненавижу — это бюрократия. Хочу отметить, что Россия в этом отношении страна отличная, так же как и Америка. То есть здесь люди больше ценят свободы. А, скажем, Франция — страна очень забюрократизованная.
(Звонок слушателя)
— Будут ли продолжения ваших книг и какие области фантастики они могут захватить.
— В настоящее время существуют девять романов и я должен отметить, что существует еще книга-игра, которая базируется на тех же характерах, плюс рассказик. Я планирую написать еще одну книгу, через год, то есть их будет всего 10, и я доволен своими книгами, потому что мой герой никого не убивает, там нет присущей современным боевикам жестокости, собственно подтекст этих книг, помимо юмора в том, что каждый должен жить по законам свободы и никто не имеет права заставлять жить человека по тем законам, которые угодны кому-либо, и в этом тоже определенное достоинство этих книг.
— Я люблю Гарри Гаррисона и мне нравится, что вы говорите прямо — читайте мои книги, потому что они хорошие. Когда я была маленькой девочкой, я очень любила читать фантастику. Сознаюсь честно, я точно также люблю читать ее и сейчас. Когда Гарри Гаррисон был мальчиком, он читал фантастику, и если читал, то какую?
— Прежде всего должен сказать, что я вас всех тоже очень люблю и мне нравится, что я здесь. Я люблю Россию, ее пищу, мне даже водка нравится. Замечательная страна. А насчет книг — все писатели читают все подряд. Когда я был ребенком, мне удавалось читать 20—30 книг в неделю. В фантастике я как раз находил ту прелесть, ту красоту, которую человечество может создать в будущем. Когда я начал писать, одной из моих целей было передать свои идеи. Я специально не старался писать тяжелые книги, чтобы читатель не отвернулся от меня, чтобы меня было легко читать и понимать. И связь с читателем мне предельно важна. В настоящее время мои книги опубликованы уже на 32 языках и это очень важно, поделиться с как можно большим количеством людей тем, что я думаю.
— Расскажите пожалуйста о втором авторе книги «Возвращение в мир смерти».
— Анс Колландис впервые в жизни лично встретил Гарри Гаррисона сегодня, на пресс-конференции в магазине «Стожары». А предыстория этих книг такова — книги безумно популярны в России и издательство «Эхс-Мо» испросило разрешение Г. Гаррисона написать продолжение книг. Но мы узнали, что у него написано уже несколько сценариев для будущих книг, но, как он признался, у него нет ни сил ни желания продолжать именно этот цикл, так как он сейчас работает над совершенно другими книгами. Тогда и был найден этот вариант — Анс Колландис прочел наброски сценария Гарри Гаррисона, набросал свои варианты, все это было отправлено по электронной почте для комментариев в Англию Г. Гаррисону, после этого книга была написана, одобрена и вышла. В июле выходит пятая. Это брак, заключенный на небесах.
— Если бы вы получили задание разобраться с Неукротимой планетой, как бы вы это сделали?
— Планета Пир, которая описывается в этой трилогии, специально выдумана, сделана так, что там все предельно категоризировано. Плохие вещи это плохие, хорошие — это хорошие. Идея заключается в том, что если у вас добрые мысли, вы любите людей и человечество, вы всегда побеждаете, обязательно. Я пытался изобразить мир, в котором люди, если они хороши в душе, то они всегда побеждают. К сожалению, в реальной жизни так бывает не всегда, если люди, которые очень плохие, но они порой тоже побеждают.
— Всегда ли вам удается настроиться на добрую волну по отношению к собеседнику и людям, с которым вам приходится общаться.
— Я свято верю, что жизнь у человека одна и, говоря по-русски, прожить ее нужно правильно. Мы должны жить в едином мире. Суть цивилизации — существование на добрых основах. Жизнь вовсе не должна быть мрачной, как она, порой, бывает в Скандинавии или, скажем, в России. Жизнь должна быть наполнена радостью.
— А как же быть с властью любви?
— Я не считаю, что есть такой термин, как власть любви. Любовь — это то же самое общение и взаимопонимание.
— Снималось ли кино по вашим произведениям?
— Я написал книгу, где Стальная крыса играет блюз и я написал кое-какие песни, которые вы, возможно, сегодня услышите. Одну из моих книг уже поставили — по книге «Подвиньтесь-подвиньтесь» фильм назывался «Зеленый соленд». А это уже сенсация — Гарри Гаррисон неделю назад вернулся из Голливуда, где закончились переговоры. Мэл Гибсон собирается ставить фантастическую сагу. Сценарист Принтмен, который написал сценарии практически ко всем фильмам Вуди Аллена, уже практически закончил сценарий фильма, а сам Вуди Аллен будет играть вторую роль. Я думаю, что это довольно необычное сочетание — Вуди Аллен и Мэл Гибсон, но это должно сработать. Г. Гаррисон не только известный всему миру фантаст, но он еще имеет отношение к рок-музыке. К нему обратился молодой британский коллектив и попросил разрешения назвать группу «Крысы из нержавеющей стали», Г. Гаррисон предоставил это разрешение, потом они попросили записать его голосом представление группы на концерте. Потом они попросили его написать некоторые тексты и кончилось дело тем, что он даже музыку написал для группы.
— Пробовали ли вы играть в свою книгу-игру «Стальная крыса»?
— Я действительно разработал несколько ролевых игр и одна из них называется «Ты можешь стать Стальной крысой». Но я ненавижу играть в игры, мне очень скучно в них играть, я больше люблю их создавать.
— Какое ощущение вы испытываете, видя, что человек читает вашу книгу?
— Как-то был один случай, в лондонском метро я увидел девушку, которая вошла в вагон с моей книгой в руках и у меня тут же возникло такое трепетное ощущение. Книга для меня была очень важна, и вдруг я вижу — она открыла, прочитала 1—2 страницу, пролистала где-то в середине, потом открыла в конце и стала читать сразу то, что в конце. Я мирный человек, я ничего с ней не сделал, но очень был разочарован.
— Очень важный вопрос в России — принадлежность к элите. Элита интеллектуальная не всегда бывает на государственном уровне. И наоборот. Где вы себя видите в благополучном государстве, в котором вы живете?
— Я не считаю себя частью какой-то элиты, то у меня случалось, когда мои коллеги-фантасты подходили и спрашивали меня — как ты достиг этого успеха. А секрета никакого нет — надо писать книги в течение 30—40 лет и вы достигнете такого уровня. Как у писателя у меня очень много идей, я мог бы очень много наворотить, но для меня очень важно не переусложнять книгу, с тем, чтобы читатель не потерял мысль и самое главное, чтобы читатель всегда наслаждался книгой.
— Когда написано такое количество книг, как у вас, тут может быть два способа отношения к собственным произведениям — одно — когда человек пишет и радуется тому, что он пишет, а второй человек, который с тоской отрывается от вкусного ужина или приятной беседы к своим уже поднадоевшим героям. Вы к какой категории относитесь?
— Я очень с большим энтузиазмом отношусь к каждому своему произведению, я очень люблю каждое свое произведение, и пишу с наслаждением. Если писатель не будет относиться с любовью к своей книге, то уж наверняка читатели это поймут и отнесутся соответственно. Обычно когда я работаю, я делаю 2 тысячи слов в день, и порой требуется год, чтобы провести исследования и закончить книгу. Если это будет тоска смертная, так это будет целый год смертной тоски для меня, как же я могу так жить, конечно, я наслаждаюсь тем, что делаю.
— Есть кошмар российских писателей — попадание в мир виртуальной реальности, то есть в мир, где собственные герои пытаются «начистить физиономию» своему автору. Как вы считаете, как бы с вами обошлись ваши герои?
— Я их всех создал, они все часть моего воображения, ну что они могут со мной сделать?
— Сталкивались ли вы хоть раз в жизни с цензурой?
— Дело в том, что фантастика в значительной степени адресована молодому поколению, и в любой культуре существуют какие-то запреты. Определенные слова употреблять не рекомендуется, если вы хотите сохранить читательский интерес. То, о чем мы говорим, это было очень большой проблемой для Америки 30—40 лет назад, но сейчас все изменилось, и в фантастике, как и в других литературных жанрах позволено гораздо больше, но кроме того это скорее вопрос не цензуры, а внутренней культуры. Фантастика имеет очень большое отношение к технике, современным технологиям, но для меня было всегда важно отношения людей, которым приходится жить в результате технических изменений, а не сама технология, гайки и болты.
— Как вы относитесь к предсказаниям Нострадамуса?
— Нострадамус это полная чушь и глупость. Не читайте Нострадамуса, читайте Гарри Гаррисона.
— Почувствовали ли вы себя счастливым, когда стали известным?
— Я не считаю, что я великий писатель, ну, может, в фантастической среде. С другой стороны я очень часто выхожу из дома и соседи на моей улице не знают, кто я такой. Но для писателя честолюбие всегда важно.
— Как складываются ваши отношения с критиками?
— Никто не любит критиков. Критики это вообще не самая важная часть жизни. Если вы читаете какие-то критические обзоры по своим произведениям и вам нравится то, что вы читаете, значит, они правы. если они не любят ваши произведения, значит, это плохой критик. Самый лучший критик для каждого писателя это он сам. Э. Хемингуэй сказал, что у каждого писателя должен быть встроенный детектор. Писатель должен уметь «понюхать» свою книгу, и если она пахнет дурно, то ее нужно выбросить тут же. Нельзя никому себя навязывать, нужно быть искренним с самим собой, верным себе.
— Когда человек видит что-то прекрасное или слышит хорошую мысль, ему ее сразу хочется украсть. Вы с плагиатом сталкивались?
— Я очень горжусь тем, что был первым и счастлив, что что-то украли, значит, это было хорошо. Но самое важное, что я был первым.
— Ни одного журналистского интервью нельзя взять без вопроса о женщинах — кто ближе из ваших героинь к вашему женскому идеалу?
— Трудный вопрос. Я не женщина и не имею абсолютно никакого отношения к сексуальным меньшинствам. Но я не раз слышал, что читательницам нравятся мои героини. Я глубоко убежден, что женщина и мужчина всегда должны идти вместе, параллельно, и в своих произведениях я тоже стараюсь создать такую же ситуацию
— Жена читает ваши книги?
— Она очень счастлива, она первая, кто их читает. Вернее, первым, как автор читаю я, а она читает второй. Но она всегда доброжелательна, она хороший критик, и при этом у нее чуткое обоняние, и если это плохо пахнет, она мне всегда об этом скажет.
— Где, когда опубликовали ваши первые произведения. И еще — какое расстояние от ребенка, который говорит, что хочет стать писателем и писателем, который состоялся?
— Я коренной ньюйоркец, родился в Нью-Йорке, долгое время жил в Нью-Йорке. До того, как я стал писателем, я иллюстрировал комиксы и тогда мне пришла в голову идея писать рассказы. Меня заинтересовало, как создаются комиксы, и это было 30—40 лет назад. Если вы хотите писать, то прежде всего, читайте. Читайте все подряд — хорошие книги, определите для себя, что вам нравится, и пишите, непременно пишите. Скорее всего получится плохо, но все равно пишите.
— С какого раза у вас получилось хорошо?
— Это трудно самому определить. Вы работаете, работаете, пишете один рассказ, второй, а когда получится что-то хорошее, вам об этом скажут.
— А был момент, когда вы сами поняли, что то, что написали — хорошо. Помните, как Пушкин написал — «Ай да Пушкин, ай да сукин-сын».
— Я думаю, что Пушкин любил себя гораздо больше, чем я люблю себя. Пушкин — это Пушкин, это действительно большой поэт, великий, как Петр Великий. Гаррисон — немного поменьше. Но я действительно не могу назвать такого момента. Меня скорее радует, когда издатель мне говорит — вот это замечательно, вот это классно, берем.
— Так все-таки до какой степени вы себя любите?
— Каждая книга как новорожденный ребенок, и пока она не закончена, сказать о ней что-то очень трудно, а когда она опубликована, когда начинают реагировать читатели — пишут мне, что-то говорят, тогда я действительно понимаю, что есть что. Я конечно могу много выпить и случается, что я заставляю себя работать. Я кладу перед собой лист бумаги, я должен работать, потому что жизнь есть жизнь, и нужно зарабатывать деньги хотя бы для того, чтобы купить выпить в конце-концов. Я постоянно работаю все время.
— И мы читаем то, что вы пишите. У нас в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был писатель-фантаст Гарри Гаррисон.