Творчество

Гарри Гаррисон был писателем широкого диапазона, он работал в разных жанрах и в разных областях научной фантастики. Прежде всего, он отличался необыкновенной сюжетной изобретательностью. В своих произведениях он проявляет себя как талантливый социолог и моралист, при этом по-своему развивает темы, разработанные многочисленными предшественниками. Не являясь ученым, он не стремился обогащать фантастику какими-то новыми сверхоригинальными идеями. Некоторые повести и романы Гаррисона продолжают традиции американской приключенческой фантастики. Он возрождает жанры космической оперы и шаблонного космического детектива на социально-психологической основе. За свою жизнь Гарри Гаррисон написал несколько сотен научно-фантастических рассказов, и они интереснее и разнообразнее многих романов. В его фантастических мирах отражена оптимистичная жизнерадостная натура писателя. В его произведениях преобладают увлекательные приключения, запутанные интриги, счастливые развязки, мажорные интонации. Наряду с развлекательными произведениями, «коммерческими», типа «Стальнй Крысы», он писал и серьезные концепционные вещи, в которых затрагивались социальные проблемы, пробовал себя в разных жанрах, от традиционных космических приключений до «жестоких» рассказов с трагедийным социальным накалом. В своих произведениях он явно выражает свое непримиримое отношение к ущемлению прав человека, к расовой дискриминации, религиозному фанатизму, гангстеризму и другим проблемам общества.

Гарри Гаррисон довольно скептически относился к социальному и культурному прогрессу. В отличие от традиций советской фантастики, ярким представителем которой был Иван Ефремов, в которой рисовалось счастливое будущее, как царство всеобщей справедливости, в произведениях американского фантаста будущее рисовалось таким же жестоким, как настоящее. В его романе-антиутопии «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» реалистично описывалась проблема перенаселения планеты, вследствие неразумной деятельности человека. На вопрос журналиста в одном из интервью о том, верит ли он в то что с ходом истории человек может стать лучше, писатель ответил: «Как мне кажется, надежды по поводу радикальной перемены человека как социального существа не оправданы: люди с течением времени не меняются. Другое дело, что культура подвержена серьезным изменениям — правда, далеко не всегда прогрессивным. Возьмем пример Америки: за несколько лет правления Буша она из демократической державы превращается в государство фашистского или сталинского типа — президент попирает Конституцию, ежедневно нарушаются ключевые принципы свободы слова и свободы совести. Более того, и в мире США ведут себя совершенно недемократическим образом: интересы других стран Америка не просто игнорирует — она даже не задается целью их понять. В результате США попросту не имеют представления о ситуации в мире, а значит, и о направлении, в котором они сами двигаются. Это прекрасная иллюстрация обратимости социального и культурного прогресса».

Гарри Гаррисон был одним из самых перспективных молодых фантастов в 1960-х годах. Он мог писать о чем угодно. В это время в американской фантастике шла борьба между представителями «Старой гвардии», которой руководил редактор журнала Astounding, позднее переименованного в Analog, и «Новой волны», командиром которой был Майкл Муркок, редактор журнала «Новые миры». Гарри Гаррисон вписывался в оба движения одновременно, чего не удавалось, кроме него, никому. С одной стороны, вместе с Робертом Сильвербергом и Фрэнком Гербертом он был одним из главных авторов Analog, с другой, того же «Билла, героя Галактики» впервые напечатали в 1965 году «Новые миры». Положение Гаррисона было уникальным, однако выгод из него он не извлек.