«Мир смерти» (Deathworld)

Роман «Неукротимая планета» (Deathworld, 1960) стал первым крупным произведением Гарри Гаррисона. Он был начат писателем в Мексике в 1956 году, и написан благодаря постоянной поддержке и помощи Джона В. Кэмпбэлла (John W. Campbell), который, в конечном счете, опубликовал окончательный вариант в своем журнале. Роман сразу же после публикации вызвал восторженную реакцию читателей.

Главный герой романа — профессиональный игрок, ловкий мошенник Язон динАльт попадает на планету Пирр. Вся флора и фауна этой планеты враждебна человеку. Здесь каждый зверь, даже самый маленький, имеет острые зубы, а каждое растение ядовито. Выжить на этой планете могут только потомки местных колонистов. Пирряне прекрасно обращаются с оружием, у них отменная реакция, они сильны и выносливы. Язон вначале попытался сравняться с ними, но понял, что любой местный ребенок намного лучший боец, чем он. По натуре любопытный, Язон хочет докопаться до причин враждебности планеты к тем, кто пытался ее колонизировать. Это герой аналитического склада, его главный козырь — изобретательность ума, а не владение пистолетом или приемами рукопашного боя. Язон решает проблемы пиррян, а автор романа предлагает задуматься о проблемах земных. Нетерпимость к чужому мнению, узость и закостенелость мышления, тотальная дезинформация, боязнь правды и наркотическая зависимость от иллюзий — пороки общества, актуальные как сорок лет назад, так и сейчас. Финал романа — это победа интеллекта над силой. Сила уступает, и Язон становится равным среди пиррян. «Неукротимая планета» — образец актуальной политической фантастики.

Второй роман цикла — «Этический инженер» (Deathworld-2 Ethical engineer, 1964). Приключения Язона динАльта продолжаются. С Пирра его похищает некий фанатик-правдолюб для свершения суда за все «злодеяния», совершенные бывшим игроком. Но благодаря уму и отваге Язона планам фанатика не суждено сбыться. Корабль не долетает до места назначения, он разбивается на одной из планет бескрайнего космоса. Язон вместе со своим надзирателем становятся рабами на отсталой в развитии планете... Язону придется преодолеть нелегкий путь, чтобы вновь обрести свободу и вернуться к своим друзьям. Это, возможно, лучшее произведение цикла. Богатство фантазии, оригинальные сюжетные находки, тонкий юмор позволили Гаррисону создать образец приключенческого боевика с несколькими слоями смыслового подтекста. Главной мишенью писателя становятся псевдоэтические ценности. Гаррисон пытается показать, что не существует универсальных законов этики, разные культуры оперируют разными моральными категориями. Доведенные до абсолюта заповеди «не убий» или «подставь другую щеку» могут сами нести смерть и быть причиной людских страданий.

Третий роман цикла — «Конные варвары» (Deathworld 3, 1968). Бывший игрок и мошенник Язон динАльт ввязывается в очередную авантюру. Компанией «Джон Компани» найдена планета богатая на залежи урана, по иронии судьбы названная «каким-то молокососом из первопоселенцев» Счастье. Но, как выяснилось, она более смертоносна, чем Пирр. Ее населяют конные варвары — люди, тысячелетиями воспитывавшиеся для нападений, убийств и разрушений безо всякой мысли о последствиях. Язон решает дать своим друзьям пиррянам вторую, богатую на ископаемые и опасности родину.

Позднее Гарри Гаррисон добавил к трилогии рассказ «Линкор в нафталине» (The Mothballed Spaceship, 1973). Его главным героем опять стал Язон динАльт. В этот раз Язону и его друзьям с планеты Пирр предстоит отразить нападение космической Орды от проматери всех людей — Земли. Для этого пирряне должны проникнуть и расконсервировать громадный космический линкор, оставшийся со времен последней межпланетной войны. Но все не так просто... Дело в том, что в свое время линкор был законсервирован и без утерянного кода ни один предмет к нему не может приблизиться. А времени на подбор кода нет...